Главная » Файлы » Коллегам

Методическая разработка урока.
[ Скачать с сервера (33.1 Kb) ] 11.12.2017, 00:23

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Анадыря»

 

 

 

 

 

Конкурс: «Лучший урок письма-2017»

номинация: "Методическая разработка проведения урока письма"

 

 

 

 

 

 

Автор: учитель русского языка и литературы

Любушкина Любовь Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Анадырь 2017 г.

Тема урока: Письма в нашей жизни.

Цель:

Создание условия для подготовки учащихся к написанию писем на заданную тему.

Образовательные задачи:

  1. Познакомить учащихся с правилами написания личного письма и его структурой;
  2. Составить текст письма на заданную тему.

Развивающие задачи:

  1. Развивать коммуникативные способности учащихся;
  2. Развивать творческие навыки, устную и письменную речь учащихся;
  3. Способствовать формированию информационной культуры школьников;
  4. Способствовать развитию интереса к эпистолярному жанру.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать уважение к ценностям родного языка, стремление передавать в своей письменной и устной речи его богатство: красоту, точность, образность.
  2. Воспитывать современного образованного человека, владеющего культурой письменного общения и обладающего яркой индивидуальностью.
  3. Способствовать воспитанию доброжелательного и уважительного отношения к окружающим (адресатам), людям, работающим на почте, желания пользоваться услугами связи, дарить радость другим и получать удовольствие самому от процесса создания писем и их получения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок. И насколько вы будете внимательны и активны, настолько продуктивным будет результат.

  1. Актуализация знаний.

Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова.

Как мало все же человеку надо!

Одно письмо. Всего-то лишь одно.

И нет уже дождя над мокрым садом,

И за окошком больше не темно...

 

Зажглись рябин веселые костры,

И все вокруг вишнево-золотое...

И больше нет ни нервов, ни хандры,

А есть лишь сердце радостно-хмельное!

 

И я теперь богаче, чем банкир.

Мне подарили птиц, рассвет и реку,

Тайгу и звезды, море и Памир.

Твое письмо, в котором целый мир.

Как много все же надо человеку!

– О чем это стихотворение?

– Почему для человека так важны письма?

– Любите ли вы получать письма? (Ответы учащихся)

  1. Слово учителя.

Письма человек пишет давно. Их вид, периодичность, формат изменился с тех пор, когда они были написаны впервые. Но неизменным осталось то, что письмо – это радостная весть, неожиданное сообщение, новость, душевный разговор…В последнее годы в обиход вошло электронное письмо, СМС с телефона, и мы перестали ощущать истинный момент наслаждения получения бумажного письма. Кажется, что вместе с письмом ты ощущаешь прикосновение рук отправителя. А момент ожидания был так томителен и сладок. Что там, в письме? Какие новости? К большому удивлению и радости, я узнала, что в последнее время стало модно писать такие письма. Да, вы не ослышались. Письма в конверте. В социальной сети ВКонтакте даже есть группы любителей почтовой переписки. Они пишут друг другу обычные бумажные письма, обмениваясь интересными новостями, рассказывая о своей жизни и увлечениях. Таким образом молодые люди находят себе новых друзей.

Я хотела бы, чтобы вы попробовали ощутить всю прелесть получения почтового письма. Как вы думаете, каким должно быть письмо, чтобы ваш адресат ждал его с нетерпением? (Ответы учащихся)

Да, ребята, я хотела бы обратить ваше внимание на то, что письмо должно быть интересным, необычным, долгожданным. Тогда ваше письмо будут ждать с нетерпением. Быстро набирая СМС или в рабочий перерыв печатая короткое письмо по электронной почте, практически на бегу сообщаешь что-то срочное и важное, забываешь о главном: в этих письмах нет души. Вот бумажные письма – это совсем другое. Там нет дежурных фраз, ты пишешь то, что тебя волнует, перечитываешь несколько раз, волнуешься, представляешь собеседника, и беседа льется из самого сердца.

А еще я хотела бы обратить ваше внимание на то, что письма должны быть интересными для получателя, так сказать, любопытно и волнующе получить необычное письмо. Словом, сегодня мы будем учиться составлять интересные письма. И результатом будет наше участие в конкурсе на лучшее письмо.

– Какие необычные письма вы встречали в художественной литературе, истории, жизни? Те письма, которые остались в вашей памяти и вызвали улыбку или восхищение умением отправителя привлечь внимание того, кому оно адресовано?

  1. Ответы учащихся. (Заранее учащимся давалось задание: собрать данную информацию)

– Ванька Жуков писал на деревню дедушке! Запомнилось письмо тем, что он не знал правил написания письма: должен быть точный адрес и фамилия, имя адресата.

– А я читала в Интернете об узелковом письме инков. Определенное число узелков, завязанных на веревке, передавало то или иное сообщение. Представляете, как уставал гонец, бегая с такими письмами от одной деревни к другой!

– Самыми трогательными и необычными письмами я считаю письма с фронта, эти пожелтевшие треугольники – живые свидетели беспримерного подвига наших солдат. Это письма надежды, любви и веры! Такие письма не могут оставить равнодушным ни одного человека!

– Я тут вспомнил о таком виде письма, как ультиматум. Летом я читал книгу Аркадия Гайдара, ее мне посоветовала мама, «Тимур и его команда», так вот, там Тимур пишет ультиматум Мишке Квакину. Это тоже, я считаю, письмо, только содержащее требование к тому лицу, к которому направлено.

– Меня заинтересовали такие сведения: автором самого длинного письма является иранец Хоссеин Декхани. Он как-то получил письмо от друга, который его упрекал в том, что он долго молчал. Декхани сел за ответ и писал его 13 месяцев по четыре часа в день. Его подробный рассказ о жизни занял 150 метров бумаги и весил два килограмма.

– В литературе известен такой случай: Виктор Гюго, желая узнать, как приняли читатели его роман, отправил издателю письмо со знаком вопроса, тот прислал ему восклицательный знак. И коротко, и ясно!

5. Учитель: Давайте подумаем и составим так называемые «рецепт» интересного почтового письма. Что нужно, чтобы ваши письма ждали с нетерпением?

Во-первых, письмо должно быть написано от руки. В старые времена считалось неприлично печатать письмо на машинке. Все-таки печатное письмо теряет то неуловимое ощущение подлинности и тепла, которым обладает написанное от руки послание.

Во-вторых, обязательным условием этого жанра письменной речи должны быть искренность, непринужденность отношений участников переписки.

В-третьих, письмо должно быть интересным, содержательным, в письме надо писать о самом важном.

Еще одно условие для создания интересного и живого письма: обращаясь в письме к человеку, нужно представлять его, как будто с ним разговариваешь.

Перед вами тема письма: «Рецепты счастливой семьи». Кому о чем можно написать такое письмо?

(Ответы учащихся)

Учитель: Конечно, такие письма можно писать только близким людям: родственникам, друзьям, все тем, с кем ты хочешь поделиться сокровенным, тем, что тебе удалось познать о жизни в счастливой семье. Конечно, такие рецепты может дать психолог совсем незнакомому человеку, но в силу вашего возраста мы будем говорить о том, кому вы можете написать такое письмо и что в нем напишите. Возможно, вы сами удивитесь, на что способны. А пока этому можно поучиться этому у знаменитых людей.

6 Сообщение учащихся (подготовлено заранее).

Ученик 1-й: Я прочитал письма известных людей, чтобы понять, в чем секрет их семейного счастья. Вот письмо знаменитого актера российского кино Евгения Леонова к сыну: «Андрюша, ты люби меня, как я люблю тебя. Ты знаешь, это какое богатство — любовь…Когда я один, вне дома, тоскуя, вспоминаю каждое твое слово и каждый вопрос, мне хочется бесконечно с тобой разговаривать, кажется, и жизни не хватит обо всем поговорить. Но знаешь, что самое главное, я это понял после смерти своей мамы, нашей бабушки. Эх, Андрюша, есть ли в твоей жизни человек, перед которым ты не боишься быть маленьким, глупым, безоружным, во всей наготе своего откровения? Этот человек и есть твоя защита. Отец. Ленинград . 3 октября 1974 года» (1)

А это письмо Чарли Чаплина к своей дочери: «Девочка моя! Сейчас ночь. Рождественская ночь. Все вооруженные воины моей маленькой крепости уснули. Спят твой брат, твоя сестра. Даже твоя мать уже спит. Я чуть не разбудил уснувших птенцов, добираясь до этой полуосвещенной комнаты. Как далеко ты от меня! Но пусть я ослепну, если твой образ не стоит всегда перед моими глазами. Твой портрет — здесь на столе, и здесь, возле моего сердца. А где ты? Там, в сказочном Париже, танцуешь на величественной театральной сцене на Елисейских полях. Я хорошо знаю это, и все же мне кажется, что в ночной тишине я слышу твои шаги, вижу твои глаза, которые блестят, словно звезды на зимнем небе…В твоих жилах течет моя кровь. Даже тогда, когда кровь в моих жилах остынет, я хочу, чтобы ты не забыла своего отца Чарли. Я не был ангелом, но всегда стремился быть человеком. Постарайся и ты. Целую тебя, Джеральдина. Твой Чарли. Декабрь 1965 г.» (2)

Ученик 2-й: А вот какие письма писали знаменитые писатели своим женам.

Александр Пушкин — Наталье Гончаровой: «Сегодня — годовщина того дня, когда я вас впервые увидел; этот день в моей жизни. Чем более я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что моё существование не может быть отделено от вашего: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы — одно заблуждение и безумие. Вдали от вас меня неотступно преследуют сожаления о счастье, которым я не успел насладиться…» (3)

А вот заветный треугольник – письмо с фронта, пишет его военный журналист Григорий Тертышник своей жене: «Ксения! Многие говорили, что война постепенно выветривает из души солдата человеческую нежность. Оказывается, подобные утверждения – сущая ерунда. Наоборот, мои чувства окрепли, углубились, превратились в нечто святое, неотъемлемо от внутреннего мира души моей. Я верю в наше будущее. Оно у нас светлое, молодое и прекрасное…А ты в этом будущем олицетворяешь чистоту и прелесть жизни, делаешь ее очаровательной, вечно юной, звенящей, как веселый ручей!» (4)

Учитель: Попробуйте и вы написать письмо. Писать письма так же приятно, как и получать. Пишите о своей семье, о семье знакомых, близких, о тех, кто, по вашему мнению, знает «рецепт» счастливой семьи. Посмотрите на высказывания знаменитых людей о семье. Какие слова вам наиболее близки и почему?

  1. «Лучше не создавай семьи, если ты эгоист. Смысл счастливой любви состоит в том, чтобы отдавать. Влюб­ленный в себя отдавать ничего не может, он только бе­рет и тем неизбежно отравляет все лучшее в любви. Эгоизм здесь мешает, как физический недуг». В. Сухомлинский
  2. «Любовь — любовью, а чтобы жить друг с другом, надо, чтобы было единство взглядов. Без этого не мо­жет сложиться настоящая счастливая семья». Н. Крупская

3. «Семейная любовь — наиболее распространенное между людьми и наиболее прочное, потому, в смысле влияния на жизнь людей, самое важное и самое благо­творное изо всех добрых чувств человека». Н. Чернышевский

4. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой (5)

 

Учитель: Какие выводы мы можем сделать, прослушав письма и высказывания знаменитых людей? В чем секрет семейного счастья?

(Ответы учащихся)

Учитель: Конечно, чтобы быть счастливым в семье, нужно прежде всего, любить окружающих тебя людей, верить в них, понимать их, дарить тепло. Обязательно отразите это в своих письмах. А что вы знаете о структуре письма? Есть ли обязательные условия для написания письма?

(Ответы учащихся): Обращение в начале письма, прощание в конце…

(Составляем композицию письма).

Композиция письма

1.Приветствие и (или) обращение - название того, кому предназначено письмо. (Дорогой друг!... Любимая моя бабушка!..)

2.Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

3. Основная часть - изложение информации, интересующей адресата.

4. Заключение - выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощания и т.д.

5.Подпись. Дата.

Учитель: (Рефлексия) Мы сегодня с вами много говорили о письмах. Посмотрите на слова известных людей о письмах, они как нельзя точно отражают основную роль письма в жизни человека.

  • « С помощью письма лучше всего проникаешь в человека. Слово ослепляет и обманывает, потому что оно сопровождается мимикой лица, потому что видишь, как оно сходит с губ, потому что губы нравятся, а глаза соблазняют. Но чёрные слова на белой бумаге — это душа нараспашку». Ги де Мопассан
  • «Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова». Лиз Карпентер

Вот теперь, я надеюсь, вы с радостью сядете за стол, возьмете в руки ручку и напишете письмо.

Домашнее задание: написать письмо на тему «Рецепты счастливой семьи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

    1. https://moiarussia.ru
    2. http://sobiratelzvezd.ru
    3. http://zagopod.com «Слова, написанные сердцем».
    4. http://krabov.net «Самые нежные письма с фронта»
    5. http://kovalevi.ru

 

Категория: Коллегам | Добавил: arhangelluba
Просмотров: 176 | Загрузок: 12 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
1
Любовь Николаевна, какой интересный, какой необходимый урок!
Здесь не только труд и опыт учителя, здесь его душа, его мастерство,
обращенное к детские душам.
Вдохновения Вам, творческих успехов!
avatar