Главная » Файлы » Коллегам

Методическая разработка урока литературы в 5 классе
[ Скачать с сервера (20.7 Kb) ] 15.07.2018, 20:06

ТЕМА: Уроки доброты по рассказу В. Распутина «Уроки французского»

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  1. раскрыть проблемы, которые поднимает писатель в своем произведении;
  2. продолжить обучение работы с текстом.

Развивающие:

  1. развивать умение анализировать текста;
  2. развивать связную речь учащихся, пополнять активный словарь: доброта, милосердие, понимание, справедливость, честность, упорство;
  3. формировать активную жизненную позицию, через самостоятельный поиск проблемы.

Воспитывающие:

  1. воспитывать уважение к родному языку и слову в произведениях русских писателей;
  2. способствовать формированию ответственного отношения, взаимопомощи и сплоченности в коллективе;
  3. формировать новый взгляд на преемственность поколений, осмысление собственной жизни и деятельности в плане уважения традиций, сопереживания, сострадания.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, записи на доске, карточки с заданиями, словарь Ожегова, портрет В. Г. Распутина, иллюстрации

СЛАЙД № 1: На экране слайд: портрет, фотографии из фильма «Уроки французского»

Организационный момент.

Сегодня на уроке литературы мы с вами должны объяснить смысл названия рассказа «Уроки французского». И главное, мы должны понять, какие «уроки доброты» преподносит автор читателям.

– Каким образом мы с вами добьемся поставленной цели? Чем будем заниматься на уроке?

– Сегодня мы с вами постараемся понять, почему автор назвал своё произведение именно так: «Уроки французского», а также познакомимся с такими понятиями, как духовные ценности», «духовная память», нравственность.

– Давайте вспомним, что мы узнали о нашем главном герое , какие черты характера нам особенно понравились.

– Почему после драки герою было стыдно идти в школу?

– Как его встретила Лидия Михайловна?

– Какой казалась мальчику Лидия Михайловна?

Найдите и зачитайте описание портрета Лидии Михайловны, почему автор пишет, что она была « в одежде»?

– А как выглядел герой? (зачитать)

– Какой художественно-выразительный прием использовал автор, описывая внешний вид мальчика и учителя? (противопоставление, антитеза)

– Почему герой нарушает слово не играть на деньги? (очень хотелось кушать)

– Что решила сделать Лидия Михайловна, в очередной раз увидев разбитую губу мальчика?

а) сначала пригласила к себе, для того чтобы позаниматься французским языком;

б) затем прислала посылку.

– Почему Лидия Михайловна старалась помочь герою?

– На какой шаг ещё решилась Лидия Михайловна?

– Мы говорили о противопоставлении внешности Лидии Михайловны и героя. А с кем Распутин противопоставил Лидию Михайловну по характеру?

– А сейчас давайте попробуем составить словарь добрых слов, которыми мы могли бы охарактеризовать Лидию Михайловну и записать, какие качества характера мы заметили у директора.

Словарь добрых качеств Директор

Доброта, понимание Черствость

Чуткость, справедливость Невнимательность

Отзывчивость Формализм

Уважительное отношение к детям Бездушие

Милосердие

Щедрость

Сострадание, сочувствие

 

– Почему Лидия Михайловна не стала ничего объяснять директору?

– А почему Лидия Михайловна помогала именно этому ученику?

Лидия Михайловна уезжает, попрощавшись с героем (сцена из фильма).

А через некоторое время герой получает посылку. Мальчик узнал яблоки, которые не видел никогда. Лидия Михайловна открыла ему другой мир, мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе. избавлять от одиночества. О яблоках он и не мечтал никогда. Он их узнал сразу, и также узнал теперь, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь, А это и есть духовные ценности.

Здесь предисловие к рассказу, которое написал сам Распутин. Это мысли уже взрослого человека, его духовная память.

А теперь подумайте, почему рассказ назван «Уроки французского» и, вспомните факты из жизни Валентина Распутина.

– Так какие «уроки» на самом деле преподнесла герою рассказа учительница французского языка?

– Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока, объяснили смысл названия рассказа, выяснили, каким «урокам» автор учит читателя?

– Мы справились с задачами урока:

– Поговорили о душевном состоянии героя.

– Обсудили, какими качествами обладала Лидия Михайловна.

– Обсудили, что такое духовные ценности, духовная память.

Распутин сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература – это воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».

Домашнее задание: написать сочинение, в каких произведениях русской литературы герои получают «уроки доброты»?

Категория: Коллегам | Добавил: arhangelluba
Просмотров: 113 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar