Главная » Файлы » Коллегам

Технологическая карта урока литературы
[ Скачать с сервера (27.9 Kb) ] 15.07.2018, 20:26

Технологическая карта урока литературы

 

Класс 5

Предмет Литература

Учитель русского языка Любушкина Любовь Николаевна

Тема урока: И.С. Тургенев «Муму». Какую роль сыграла Муму в жизни Герасима.

Цель: помочь учащимся понять, какую роль в жизни Герасима сыграла маленькая собачонка, как это повлияло на его отношение к той деятельности, что он занимался; развивать навыки анализа художественного текста; воспитывать общечеловеческие ценности: любовь, милосердие, сострадание.

Планируемые результаты

Предметные умения: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, называть основные черты характера героя; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения,выявление авторской позиции; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.

Методы и средства обучения: индивидуальная работа, ответы на вопросы, выразительное чтение, выборочный пересказ, работа с текстом, исследовательская работа, презентация, иллюстрации художников к рассказу.

Форма контроля: монологическое высказывание, индивидуальная работа, выразительное чтение, презентация, , аргументированное высказывание, применение цитат из теста.

Оборудование: текст рассказа, ТСО.

 

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.Мотивация

 

- Есть ли у вас домашние животные? Как вы к ним относитесь?

- Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы наблюдали жестокое отношение к животным?

- Почему на уроке мы говорим о жестокости?

- Еще в детстве молодой Тургенев дал аннибалову клятву: «Я не мог оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право, против чего я решил бороться до конца … Это была моя Аннибалова клятва».

Добавьте еще ключевое слово, сформулируйте тему урока.

Отвечают на вопрос, объясняют смысл высказывания, связывают его с изученным произведением.

 

 

В словаре определение фразеологизма «Аннибалова клятва».

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

взаимодействие с учителем во время опроса, ведение диалога, построение монологического высказывания.

2.Целеполагание

Какова цель урока?

Чтобы достичь цель, какими знаниями надо обладать?

В чем заключается протест героя?

Знать главных героев, их взаимоотношения, основные черты характера героя, причины поступков Герасима.

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

3.Актуализация знаний

 

Определить значение понятия «крепостное право».

Что говорит толковый словарь С.И.Ожегова о значении слова крепостной.

Кто является прототипом Герасима?

Какая проблема возникает?

 

Как в рассказе «Муму» отражается данная молодым писателем «аннибалова клятва»

Заранее подготовленный ученик читает определение.

Определение по словарю

 

 

 

Почему Тургенев изменил финал реальной истории?

Умение структурировать знания, анализ, сравнение, синтез актуализация исторических и литературных знаний, выделение существенной информации, контроль и оценка прогнозирования.

4.Обобщение и систематизация знаний:

а) Представление презентации.

 

б) Работа по группам.

Вспомним сюжет рассказа.

 

Сюжет рассказа представит ученик.

 

 

 

Кратко ответить на поставленные вопросы, составить мини-рассказ.

-Какая иллюстрация подходит для твоего ответа.

Дают определение термина – сюжет.

В презентации использованы иллюстрации художников к рассказу.

 

Работают индивидуально по вопросам, пользуются выборочным пересказом, цитатами из текста.

 

Оценка выступления.

Определение в произведении элементов сюжета, использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, интернет-ресурсы) принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия, готовит мини-рассказ.

в) Черты характера Герасима.

 

Черты характера Герасима проявляются в поведении и поступках.

1) скучает по деревенской жизни,

2) с трудом привыкает к городской,

3) очень много работает,

4) ревностно исполняет свои обязанности,

5) во всем любит строгий порядок.

6) встреча с Татьяной

7) дарит бумажный платок на прощание

8) поведение за столом

9) дружба с Муму

10) обещание дворовым

11) возвращение в деревню

 

 

 

 

1) любовь к деревенской жизни,

2) крепко не полюбилось житье

3) трудолюбие, трудоспособность

4) честность, усердие, исполнительность

5) строгость, серьезность нрава, степенность

6) способность к сильному и глубокому чувству, внимание, ласка, искренность

7) великодушие

8) способность постоять за друга.

9) чувство жалости и сострадания, человек с чутким сердцем, доброта

10) честность, верность слову

11) .решительность, самостоятельность гордость.

Совместная беседа. .

Уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе.

г) Ответы детей, характеризующие барыню.

Анализ актерского исполнения.

 

– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

( Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет)

 

Задать вопросы к прослушанному эпизоду.

 

 

Выразительное чтение монолога, умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. Самостоятельный выбор монолога персонажа с сохранением особенности речи героев

6.Выразительное чтение отрывка «Возвращение домой»

 

Задание: подчеркнуть глаголы, с помощью которых автор передаёт душевное состояние героя.

- Что изменилось в нём?

 

 

- Почему ушел Герасим самовольно?

 

-Как природа встречает Герасима на родине? Зачитайте.

-Тургенев использует в рассказе прием сравнения. Что такое сравнение?

С кем сравнивает автор Герасима вначале городской жизни.

Назовите сравнение в описании движения Герасима. Почему писатель использует такое сравнение?

  • человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью.

Что означал самовольный уход Герасима в деревню?

 

 

 

-Как относится писатель к своему герою?

 

Усердно и безостановочно шагал, спешил без оглядки, спешил домой, шёл, торопился.

Он стал решительным и сам решил распорядиться своей судьбой .

Произвол барыни.

 

 

 

Дают определение

«пойманный зверь»,

 

«как лев выступал сильно и гордо». Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения, что помогает ощутить мощный прилив сил для защиты от опасностей.

 

Означал решительный протест Герасима против произвола и надругательства барыни над чувством собственного достоинства.

Восхищается, стремится вызвать к Герасиму глубокое сочувствие читателя и выразить идею отрицания крепостного права

Определение изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения

7. Рефлексия

Оценочный этап

 

- Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

Почему И.С. Тургенев изменил финал реальной истории про дворника Андрея?» (Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).

- Почему свой рассказ И.С.Тургенев назвал не «Герасим», а «Муму»?

- Какой след в душе остался у Герасима после потери собаки?

- Какую роль сыграла Муму в жизни Герасима?

 

-Оцените работу себя и друг друга.

-Решили проблему урока?

Высказывают свое отношение.

Он взбунтовался против рабской покорности. Чтобы не потерять своего человеческого достоинства.

 

 

 

Муму можно назвать и Герасима. Символ таких же бесправных крепостных т.е. народа, который терпит свое рабское положение.

Выявление личностно-эмоционального отношения к герою- умение структурировать знания, взаимооценка результатов деятельности

 

 

 

 

 

Подводят итоги, делятся впечатлениями.

8. Домашнее задание

Составить план ответа на вопросы:

1. Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?

2.Каковы друзья и враги Герасима?

3. Почему рассказ называется «Муму».

 

 

 

 

Приложение.

Карточки для групповой работы.

 

Карточка № 1

♦Как Герасиму жилось в доме барыни, как относилась к нему хозяйка? Какова атмосфера барского дома, в котором разворачиваются события рассказа? Какая иллюстрация подходит для твоего ответа? Как художнику удалось передать богатырскую силу героя?

Карточка № 2

♦ Расскажите о взаимоотношениях Герасима и Татьяны. Почему в повести эпизод находки Муму следует сразу же за эпизодом прощания с Татьяной? Какая иллюстрация подходит для твоего ответа? Какие слова подойдут для заголовка рисунка.

Карточка № 3

Расскажите о многочисленной дворне барыни. Как писатель характеризует отношения Герасима с дворовыми людьми? Как художнику удалось передать взаимоотношения героев рассказа? Найди соответствующие цитаты.

Категория: Коллегам | Добавил: arhangelluba
Просмотров: 135 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar