Главная » Файлы » Коллегам

Урок - путешествие по творчеству В. М.Васнецова
[ Скачать с сервера (37.9 Kb) ] 31.03.2018, 04:20

Тема урока: «Я всегда только Русью жил…»

(заочное путешествие в дом-музей В. М. Васнецова)

 

Цели урока:

  1. Научить детей пользоваться фактическим материалом биографии художника для понимания цели жизни творческого человека, понимать замысел картин художника.
  2. Формировать интерес и духовные потребности обучающихся.
  3. Развивать внимательное отношение к композиционным элементам картины, художественный вкус, чувство прекрасного.
  4. Воспитывать патриотизм, гордость за свое Отечество, чувство красоты, интерес к родной истории, живописи.

Оборудование: компьютер, презентация, распечатанные тексты стихотворений А.Блока, А.С. Пушкина.

Ход урока:

Учитель: Слайд №1 . Посмотрите на тему урока. О чем сегодня пойдет речь? (Ответы учащихся). Да, мы будем говорить о творчестве Виктора Михайловича Васнецова. Что означают его слова: «Я всегда только Русью жил»? Что значит «жить Русью»? (Ответы учащихся). Конечно, это любить Родину, быть привязанным к земле, где родился и вырос, чтить традиции и культуру родного народа. Жить для своей страны – это гордиться достижениями соотечественников, переживать горечь неудач, трудиться во благо России. «Жить Русью» для В.М. Васнецова – это смысл всего его творчества. Васнецов – человек духовный. Ведь человек, одаренный в художественном творчестве и способный жить по законам красоты – это духовный человек.

Одним из показателей развития и благополучия общества считается его духовно-нравственное состояние. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, истине, прекрасному, позволяющему постичь высшие подлинные ценности. Духовно-нравственное воспитание общества – это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути. Не сбиться с истинного пути на путь ложный нам помогает, прежде всего, искусство, оно учит нас видеть прекрасное, доброе. Ведь роль искусства – приблизить мир переживаний, радостей, тревог, при столкновении с которыми в человеке формируется личность.

Сегодня речь пойдет о художнике, создавшем образы не просто русского человека, а русский национальный характер, душу, для которого источником вдохновения стали Библия и Евангелие.

Мы с вами совершим удивительное путешествие и побываем в необычном музее. Это дом-музей. Дому около 300 лет, семья Васнецовых поселилась в нем более 120 лет назад. А после смерти художника дом стал музеем. Слайд № 2. Посмотрите на этот сказочный расписной терем, он полон мебели ручной работы, разноцветных изразцов и освящен ликами древних икон. Этот уникальный дом в Москве встречает вас и ждет всякого, кто любит русскую культуру и историю. Прежде чем мы войдем в храм великого художника, ответьте на вопрос: С какой целью человек посещает музеи, выставки, галереи? (ответы учащихся). Совершенно верно, знать историю своего народа, традиции, культуру, осваивать культурные и социально-значимые ценности – вот цель духовного и нравственного развития человека. «Где священный закон нравственности непоколебимо утверждён в сердцах народа воспитанием, верою, здравым, неискажённым учением и уважаемыми примерами предков, – писал митрополит Филарет, – там сохраняют верность Отечеству, жертвуют ему собой без побуждений воздаяния или славы». [1] Эти слова применительно к нашей сегодняшней действительности ярко подтверждают правоту и прозорливость мудрого старца.

Зайдем в дом и пройдемся по комнатам. Слайд № 3, 4. Здесь полностью сохранена та обстановка, которая была при жизни мастера. Дом с мастерской стал для Васнецова духовным пристанищем от шума и суеты будничной жизни, где он обрел душевный покой и вдохновение для творчества. Здесь, в окружении старинной изящной мебели и портретов семьи художника начнем разговор о Викторе Михайловиче Васнецове и его творчестве.

Ученик: (сообщение подготовлено заранее).

Слайд № 5. Виктор Васнецов родился в Вятском крае в 1848 году в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Священниками были и дед, и прадед художника. Мальчика крестили в Троицкой церкви, в которой служил его отец. Виктор Васнецов с детства готовился пойти по стопам своего отца, поэтому был отдан на обучение в духовное училище, затем переведен в духовную семинарию, но ушел, не закончив учебы. Древнерусская красота естественным образом вошла в сознание художника. «Я жил среди мужиков и баб, – писал В.М. Васнецов, – и любил их…слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». [2] Странники, колесившие по свету, часто заходили в дом Васнецовых переночевать, посушиться в дождливую погоду, отогреться в студеные морозы. Одни из них собирали подаяния на построение храма или в помощь погорельцам, другие предпринимали далекие путешествия к «святым местам»: пробирались в Киев, Иерусалим и на Афон. По пути эти странствующие люди заходили в большие города, даже в столицы, много видели; они охотно рассказывали всякие выдумки, тем самым раскрывая неискушенным слушателям незнаемую ими жизнь, показывали людей со сторон, совершенно неведомых сельским жителям. В.М. Васнецов вспоминал: « Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, заставили меня на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности». [3] Тяга к искусству была так сильна, что юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя и помогал расписывать Вятский собор. С разрешения отца в 1867 году Виктор Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Во время обучения в Академии, Васнецов познакомился и подружился с И. Репиным, сблизился с И. Крамским, В. Поленовым, В. Суриковым.

После окончания учебы Васнецов получает две малые серебряные медали за рисунок «Два обнаженных натурщика» и через год удостаивается большой серебряной медали за рисунок «Христос и Пилат перед народом».

Второй ученик (подготовленный заранее).

Слайд № 6. Важную роль в жизни художника сыграло знакомство с семьей крупного промышленника и предпринимателя Саввы Мамонтова, сумевшего объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное позднее Абрамцевским кружком. Музыкальные вечера, постановки живых картин и вечерние чтения драматических произведений – такая творческая обстановка царила в доме Мамонтовых. Васнецов с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры.

Слайд № 7. В этой комнате обращает наше внимание стол ручной работы, его художник приобрел лично и отреставрировал, здесь собиралась большая семья. Особенно весело было в рождественские праздники, ставились живые картины: в темно-синем картоне, символизирующем ночное небо, делалась прорезь, вставлялась лампочка – Вифлеемская звезда. Декорации изображали пещеру, сын Миша играл роль Ангела, сообщившего пастухам благую весть…

В углу комнаты мы видим старинные иконы на полочке, вырезанной по проекту художника. Её очертания напоминают храмы. Вся семья была глубоко верующей.

В начале 1885 года В.М. Васнецов получает от А. В. Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. Верующий человек, в работе для Церкви художник начинает видеть свое настоящее предназначение. Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе. Сам по себе факт этой работы впечатляющ: около 400 эскизов, непосредственно стенопись свыше 2000 квадратных метров, не имеет равных в русском искусстве XIX века. Слайд №8

Готовясь к работе в храме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески Софийского собора, фрески Кирилловского и Михайловского монастырей в Киеве. Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественный опыт и знания. Он должен был постоянно проверять, согласны ли его работы с духом Церкви, с каноном. Многое, уже нарисованное, он должен был отбрасывать, если эскизы ему казались недостаточно церковными. Ведь помимо всего, эскизы должны были приниматься церковным Советом.

Учитель: Ребята, сейчас мы обратимся к стихотворениям русских поэтов. Не только кистью художника, но и пером мастера слова можно передать чувства, эмоции, состояние христианской души. Определите, чьи стихотворения помогают отразить чувство человека, посетившего храм, наиболее точно?

Ученик: Читает стихотворение А. Блока.

Жизнь – без начала и конца.

Нас всех подстерегает случай.

Над нами – сумрак неминучий,

Иль ясность божьего лица.

Но ты, художник, твердо веруй

В начала и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

Тебе дано бесстрастной мерой

Измерить все, что видишь ты.

Твой взгляд - да будет тверд и ясен,

Сотри случайные черты –

И ты увидишь: мир прекрасен.

Учитель: Да, картины Виктора Васнецова оказали яркое воздействие на Блока, так как в них выражено национальное героическое начало. Мы немного позже еще обратимся к лирике других поэтов. А сейчас перейдем в следующую комнату, в ней наше внимание приковывает центральная огромная картина. Это «Богоматерь с Младенцем». Слайд № 9 . Обратите внимание – это не икона, но что роднит ее с иконой? (Ответы учащихся: сюжет, положение фигур – Христос прижимается к Матери щечкой, Богоматерь и Младенец смотрят прямо на зрителя).

Учитель: Какое самое главное чувство испытывают Богородица и Господь? Передано ли это в картине? (Ответы учащихся). Конечно, любовь, безграничная любовь. Трудно ли это чувство передать живописцу? Обратите внимание на фон картины, цвета одежды Богоматери и Младенца, выражение глаз Девы Марии. Какие чувства испытывает человек, стоя рядом с картиной? (Любовь, единение, жертвенность, так как в глазах Девы Марии грусть, кротость). Можно ли считать, что образ Богоматери передает красоту женственности, силу материнского чувства? (Да, ведь недаром данная картина стала одним из любимых образов Владимирского собора. Репродукции с картины можно было встретить во многих домах России в конце XIX – начале XX веков). Как вы думаете, откуда у людей такая потребность в постоянном созерцании Богоматери с Младенцем? (Потребность в духовных ценностях, образ Пресвятой Богородицы, отражающий национальный идеал материнства и заступничества, звучит лейтмотивом всей религиозной живописи Виктора Васнецова. Не случайно художника называли создателем «русской Мадонны»)

Конечно, Россия направляет молодое поколение на возрождение духовной нравственности. «Испокон веков нашу страну называли Святой Русью, и в это название, прежде всего, вкладывался большой нравственный смысл. В нем подчёркивалась особая роль, которую Россия взяла на себя добровольно как хранительница истинных христианских ценностей», – сказал наш Президент В.В. Путин. [4]

Учитель: Обратитесь к стихотворениям. Кажется, нет такого поэта, который не сложил бы о молитве, о вере несколько благоговейных строк. Давайте вместе полистаем страницы творчества талантливых русских поэтов. К своему немалому удивлению, вы обнаружите у многих известных поэтов стихотворение с одним и тем же названием – «Молитва». Это Михаил Лермонтов, Николай Языков, Евгений Баратынский, Аполлон Григорьев, Владимир Венедиктов, Марина Цветаева, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Максимилиан Волошин и многие другие. Что объединяет поэтов, принадлежащих к разным эпохам и поколениям? Конечно, главное - Вера и интенсивная яркая жизнь Души. То, что сказала Марина Цветаева по отношению к себе, мог бы повторить каждый из них: «Вся моя жизнь — роман с собственной Душой».

А сейчас прочитайте стихотворения и обратите внимание на то, как русские поэты умели выразить молитвенное настроение своей Души в поэтических строках и насколько их стихи созвучны и тождественны религиозным картинам Васнецова.

Ученик: Это строки стихотворения А. Блока «Люблю высокие соборы…»

Люблю высокие соборы,

Душой смиряясь, посещать,

Входить на сумрачные хоры,

В толпе поющих исчезать.

Ученик: А вот что пишет А.С. Пушкин в стихотворении «Великопостная молитва»

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Учитель:

Отец Сергий Булгаков, искренний почитатель живописи Васнецова, так сказал о нем: «Его душа рвется к небу, но прикреплена к земле». [5] Действительно, гениальность художника в том, что он проложил путь нового направления в религиозной живописи, его работы приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX – начале XX века во множестве храмов России. Как вы думаете, благодаря каким двум огромным силам Васнецов состоялся как выдающийся мастер мирового класса? (Ответы учащихся). Конечно же, это вера в Бога и любовь к Родине. В одной из комнат внимание посетителей привлекают интересные предметы. Один из них свидетельствует о пожертвовании денег Васнецовым на содержание и пособие семьям воинов во время войны 1914 года, а ведь его семья была большой, выживать самим приходилось нелегко. И открытки с картинками художника, изданные в помощь жертвам этой войны. Это такие картины, как «Пересвет и Ослябя», «Один в поле воин». Словно Ангел-хранитель России выбрал того человека, который мог поддержать дух русских воинов, горячего патриота и художника, православного верующего и настоящего гражданина Отечества.

Учитель: Слайд № 10. Посмотрите на эту картину. Что на ней изображено? (Ответы учащихся). С какой целью художник обращается к истории? Выбрать новый путь помогла художнику Москва. Он всей душой полюбил древнюю столицу и решил навсегда поселиться в ней. Москва на каждом шаге напоминала о старине. Кремлевские соборы и стены, старые улочки, церкви, монастыри – все привлекало художника. Москва давно мнила художника. «Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным», – писал Васнецов. [6]

Ученик (подготовленный заранее): Картина называется «После побоища Игоря Святославовича с половцами». На уроке литературы в прошлом году мы изучали произведение Древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Семь столетий назад повел князь Игорь свою дружину на половцев, разорявших русскую землю, и потерпел поражение. Картина – словно застывший миг истории: отшумела битва, над полем сгущается ночная мгла, красная зловещая луна освещает лежащих на земле убитых русских воинов. Они словно спят, исполнив свой святой долг. И только полевые цветы светятся в потемневшей от крови траве, вселяя веру в светлое будущее Руси. Картина великого художника воспевает их подвиг и оплакивает гибель. В.М. Васнецов говорил: «Только плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит и не ценит истории». [7]

Учитель: Какое настроение вызывает у вас картина? Почему? (Ответы учащихся). Как вы думаете, почему В. М. Васнецов выбрал своей главной темой создание образов, связанных с религией, историей и русским народным творчеством? (Ответы учащихся). Действительно, потому что огромную роль в его творчестве сыграло заложенное в детстве уважение и внимание к миру, созданному по законам красоты, а еще потому, что художник сумел, несмотря на трудные материальные условия существования, на сложившееся общественное мнение о нем, как об авторе – знатоке народного быта, услышать зов своей души и коренным образом изменить направление своего творчества, он любил и ценил человеческую душу, стремление человека к духовному росту, к переживаниям, которые способны подарить высшую радость. Потому что жило в нем огромное чувство любви к Родине как проявление эстетического начала личности. И конечно отсюда следует вывод: мы по праву можем сказать, что Виктор Михайлович Васнецов жил Русью! Слайд №10.

Рефлексия: можете ли вы сказать, что стали гордиться больше своим Отечеством после знакомства с жизнью и творчеством В.М. Васнецова? (Ответы учащихся).

  • задание: Слайд №11. Напишите сочинение по одной из тем: «Женские образы в творчестве В.М. Васнецова и русских поэтов», «Идеал женской красоты в изображении В. М. Васнецова», «Россия – хранительница христианских ценностей».

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

  1. «Филарет Великий. О жизни и проповеднических трудах святителя Филарета (Дроздова). https://azbyka.ru
  2. Творческий путь В.М. Васнецова. http://studbooks.net
  3. Виктор Михайлович Васнецов. Биография. http://globuss24.ru
  4. Журнал «Русский дом» №10. http://www.pravoslavie.ru
  5. Национальные мотивы в творчестве Васнецова В.М. http://www.culturescience.ru
  6. Виктор Васнецов – биография, картины. http://agniart.ru
  7. Васнецовская Ошеть. http://www.shikhov.net

 

 

 

 

 

 


 

 

Категория: Коллегам | Добавил: arhangelluba
Просмотров: 162 | Загрузок: 11 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
1
Любовь Николаевна, очень профессионально! С уважением!
avatar