Главная » Файлы » Коллегам

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению.
[ Скачать с сервера (19.9 Kb) ] 31.03.2018, 04:30
  • Подготовка к сочинению – рассуждению по данному тексту.

Цели: продолжить работу по написание сочинения-рассуждения; научить выделять центральную проблему текста, выявлять позицию автора, строить рассуждение по данному тексту.

1. Подготовка к восприятию.

 

«Ты знаешь край, где все обильем дышит»

Ты знаешь край, где всё обильем дышит,
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишневых рощах тонут хутора,
Среди садов деревья гнутся долу
И до земли висит их плод тяжелый?
Шумя, тростник над озером трепещет,
И чист, и тих, и ясен свод небес,
Косарь поет, коса звенит и блещет,
Вдоль берега стоит кудрявый лес,
И к облакам, клубяся над водою,
Бежит дымок синеющей струёю?

 

- О чем стихотворение А.К. Толстого? О родной земле, о любви к родине, о красоте природы. Какие чувства вы испытываете, когда читаете стрики о тех местах, где вы родились, где прошло ваше детство?

- Темы любви к родному краю звучит и в творчестве Д.С. Лихачева. Сегодня мы будем работать с текстом Дмитрия Сергеевича. Что знаете вы о жизни и творчестве этого выдающегося ученого?

 

(Д.С. Лихачев – крупнейший специалист по истории древнерусской культуры, литературы, искусства Ему принадлежит ведущее место среди исследователей « Слова о полку Игореве».

Академик Лихачев был не только выдающимся ученым, которым гордится Россия, он был Гражданином в самом полном смысле этого слова и подлинным патриотом своего Отечества. Свои размышления о России, ее культуре, истории, природе ученый изложил в «Письмах о добром», адресованных молодежи.

Познакомимся с текстом Д.С. Лихачева.

Чтение текста. (Приложение № 1)

2. Анализ текста.

 

- Какова тема данного текста?.

- К какому типу речи он относится? Докажите. (Рассуждение; в тексте три части: тезис, доказательства, выводы)

- Над какими вопросами размышляет Д.С. Лихачев в тексте? (Исторические корни, любовь к «малой родине», роль краеведения в сохранении традиций, в развитии духовной культуры всего общества)

- Выделите центральную проблему текста. Считаете ли вы её важной? Обоснуйте свою точку зрения.

- Найдите в тексте словосочетания, предложения, в которых сформулирована позиция автора.

- В чем видит Д.С. Лихачев особенность краеведения как науки? Как удалось писателю показать её уникальность? (Краеведение – комплексная наука, она оценивает значительность событий, придает местности «историзм». Автор сравнивает краеведение с географией, литературой, биологией)

 

- Почему именно краеведению отводит ученый столь важную роль в развитии духовной культуры общества? ( Любое развитие начинается с корней, а краеведение и призвано найти и сохранить эти корни)

 

- С помощью каких языковых средств автор передает свои мысли, чтобы убедить читателя в своей правоте? Объясните роль метафор, олицетворений, эпитетов в данном тексте.

3. Композиция текста-рассуждения.

 

- Согласны ли вы с мнением Д.С. Лихачева? Сформулируйте тезис своего рассуждения. Используйте для этого следующие материалы: автор считает; убедительно доказывает; я разделяю точку зрения; на мой взгляд и др.

 

- Приведите собственные примеры и аргументы, подтверждающие важную роль краеведения в нашей жизни. (Просветительская работа городского музея. Знакомство с неизвестными страницами истории родного края возможно только благодаря деятельности энтузиастов – краеведов. В нашей школе работает кружок «Лента истории города Анадыря).) Используйте их в качестве доказательства в вашем сочинении – рассуждении.

 

- Соотнесите предложения 2, 3 данного текста с историей нашего округа.

 

- К какому выводу должно привести ваше рассуждение по тексту Д.С. Лихачева? (Предложения 17-18)

 

 

4. Работа над композицией сочинения.

 

- Как начать сочинение? Один из вариантов – краткая справка об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивает в своей творческой деятельности, о гражданской позиции ученого, общей направленности его мировоззрения. Сформулируйте 2-3 предложения о Д.С. Лихачеве для вступительной части сочинения.

Возможно и другое начало: что такое краеведение, какова его роль в жизни отдельной местности и страны в целом. Попробуйте написать короткое, но убедительное вступление к работе.

 

- Как закончить сочинение? В заключительной части подводится итог всему сказанному, делается обобщение. Сформулируйте вывод, завершающий ваше рассуждение. Используйте материалы: Д.С. Лихачев призывает не только задуматься о…, но и…; знание своих корней необходимо…; любовь к «малой родине»…; истории страны складывается из…; роль каждого из нас…

 

 

5.Написание сочинения.

 

- Одно из «Писем » Д.С. Лихачева называется «Как писать?» Вот что читаем в нем: «Каждый человек должен писать так же хорошо, как и говорить. (…)Главное – надо стремиться к тому, чтобы фраза была сразу понята правильно. (…)Стремитесь писать короткими фразами, заботясь о том, чтобы переходы от фразы к фразе были легкими. (…)Следует помнить: неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли» Воспользуйтесь советами Д.С. Лихачева, работая над сочинением.

- Используйте Памятку при написании сочинения-рассуждения.

 

 

 

 

 

Приложение № 1 ТЕКСТ.

 

(1)Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.(2) Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни.(3)Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней.

(4)Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры страны.(5)Даже удвоив, утроив число музейных работников, мы не сможем все сберечь, ничего не растерять.(6)Это по силам только армии энтузиастов – краеведов.

(7)Краеведение принадлежит к комплексным наукам.(8)По типу оно близко к географии, но география обходится без оценок – она спокойнее, строже, беспристрастнее.(9) Краеведение оценивает значительность происшедших на той или иной территории событий, связанных с этой местностью, с жизнью людей, её населяющих.

(10)Биолог, исследующий явления жизни, не вносит нового начала в сам объект исследования.(11)Литературоведение и искусствоведение открывают что-то новое для читателей, зрителей, слушателей, но это новое не вносит в предмет ничего сверх замысла творца, автора.

(12)Иное дело краеведение.(13)Оно придает местности, не имеющей «авторского происхождения», историзм, открывает в её прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное.(14)Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, для нас этот дом уже наполняется духовным содержанием.(15)Преобразуется и город, чью историю мы познаем.(16)Мы по-особому ценим места, связанные с творчеством Гоголя или Шевченко, Пушкина или Баратынского.

(17) Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.(18)Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники.

(По Д.С. Лихачеву)

Приложение № 2

Памятка. «Требования к сочинению – рассуждению»

В сочинении – рассуждении нужно

  • сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста (избегая чрезмерного цитирования);
  • сформулировать позицию автора;
  • высказать свою точку зрения;
  • убедительно её доказать ( привести не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);
  • изложить мысли грамотно, последовательно и связно.

 

 

Категория: Коллегам | Добавил: arhangelluba
Просмотров: 333 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar