Главная » Файлы » Внеклассная работа

Методическая разработка классного часа в 5 классе
[ Скачать с сервера (1.26 Mb) ] 15.07.2018, 21:17

Цели:

1) обобщить знания детей об основных правах ребенка;

2) закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;

3) совершенствовать умения учащихся работать в группах, слушать других и вести диалог с одноклассниками, правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения со ссылкой на источник информации;

4) продолжить работу по развитию речи, внимания, мышления учащихся.

 

Оборудование:

  1. интерактивная доска;
  2. проектор;
  3. компьютер.

 

Форма проведения: беседа с элементами диалога.

Учитель:

Добрый день, ребята, сегодня у нас классный час по теме «Каждый ребенок имеет право…»

Выясним, что такое право.

Слайд 1: Право – совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми. (словарь Ожегова)

В нашем государстве, как и в любом другом, существуют основные законы, по которым мы живем. Где прописаны эти законы? (в Конституции РФ)

В каждой школе, как и в любом учреждении, также существует закон, в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса: администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов. Что же это за закон? (Устав школы)

Но есть еще и документы высокого международного уровня.

Обратимся к календарю правовых дат.

Слайд 2:

  • В 1924 году была принята Женевская декларация прав человека.
  • В 1948 году ООН принимается Всеобщая декларация прав человека, в которой отмечается, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.
  • В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Она состояла из 10 коротких статей, которые призывали признать изложенные в них права и стремиться к их соблюдению. Это были 10 социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику и дела правительств во всем мире. Однако Декларация не имеет обязательной силы, это только рекомендация. Но время требовало более конкретных законов.
  • 20 ноября ( в настоящее время это Всемирный день прав ребенка) 1989 года ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Ее подписала 61 страна. Конвенция – это документ высокого международного уровня. Разрабатывался в течении 10 лет: с1979 по 1989 год.

Чтобы сориентироваться в большом количестве норм международного права, объединим их в отдельные группы по общности содержания.

Слайд 3:

  • 1 группа прав (основные): на жизнь, на имя, на гражданство;
  • 2 группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка;
  • 3 группа прав предоставляет свободное развитие личности ребенка;
  • 4 группа обеспечивает здоровье детей;
  • 5 группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию;
  • 6 группа прав призвана защищать ребенка от экономической и другой эксплуатации.

Ребята, а когда человек только рождается на свет, имеет ли какие – либо права? (на жизнь, на медицинское обслуживание, на гражданство, на социальное обеспечение и др.)

И пусть маленький человек еще не знает свои права, и говорить он не может, но в это время его права отстаивают его родители. Подрос человек, достиг определенного возраста. Какие у него при этом появляются права? (Право на образование, право на свободу мысли, получения информации и т.д.) Но никто при этом не имеет права обижать друг друга, унижать, бить. Поэтому мне хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на группу прав, направленных на защиту личности:

Слайд 4:

  • Право на жизнь (комментарий учителя: никто не может отнять у человека жизнь);
  • Право на свободу и личную неприкосновенность (комментарий учителя: никто не может держать человека взаперти);
  • Право на защиту чести и достоинства (комментарий учителя: защищает нас от клеветы, несправедливости, напрасных обвинений, оскорблений).

Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права человека. Давайте их вспомним (ответы детей: «Золотой ключик или приключения Буратино», «Волк и семеро козлят», «Федорино горе»).

Сейчас я зачитаю отрывок из сказки «Федорино горе», а затем выясним, какие права героев были нарушены.

Но ответило корыто: «На Федору я сердита!» (собственное мнение)

И сказала кочерга: «Я Федоре не слуга!» (эксплуатация)

И ответила посуда: «Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!» (бережное отношение к имуществу).

Изменилась ли Федора после того, как посуда высказала ей свое мнение и ушла от нее? (ответ детей – да). А как? (ответы детей)

Послушайте, как подобрела Федора:

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать!

Итак, мы видим, что даже в сказках каждый герой имеет свое мнение, с которым нужно считаться. Право на свое мнение – еще одно право, о котором мы должны знать. Конечно, если человек не прав, ошибается, плохо поступает и его за это осуждают, он должен прислушаться к нению других.

В Конституции РФ записано:

Слайд 4: «Каждый человек имеет право на свободу вероисповедания, свободное высказывание собственного мнения, если это не наносит вреда государству, гордости и уважению других членов государства».

А теперь давайте попробуем определить, какое право было нарушено у других сказочных героев и ответить, пользуясь статьями Декларации прав человека.

Работа в группе: распечатки ситуаций из сказок и статей Декларации лежат на столах.

Звучит музыка, ребята работают в парах.

Затем ответы детей и ответы на слайде.

Слайд 5

Когда вам исполнится 18 лет, вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции РФ. Но человек обладает не только правами, но и обязанностями. И наша главная обязанность – соблюдать законы. Ведь кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность. Есть административная и уголовная ответственности. На территории РФ уголовная ответственность наступает с 14 лет (ст. 20 УК).

А сейчас я хочу предложить вам ситуации из вашей жизни. Если вы честно ответите на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

Распечатки ситуаций у каждого. Ребята работают индивидуально.

Звучит музыка.

 

 

Слайд 6: анкета

Слайд 7: результат анкеты.

Итог: Итак, сегодня на занятии мы с вами выяснили, что у каждого из нас есть определенные права. Но отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважайте чужие права! И запомните, пожалуйста,

Слайд 8:

Товарищи дети!

За свое будущее вы в ответе!

Права и обязанности свои знайте,

Хорошими людьми вырастайте!

А что для этого нужно?

  • Живите по закону, поступайте по совести!
  • Помните: ваши права кончаются там, где начинаются обязанности.
  • И относитесь к другим так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам!

И перед тем как закончить беседу, я предлагаю нарисовать «Солнце вашего настроения», с которым вы уходите с классного часа.

На доске прикреплен плакат, на который дети крепят «смайликов» по своему настроению, таким образом , чтобы получилось солнце.

 

Звенит звонок… И я предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых и пойти на перемену.

Спасибо за поддержку!

 

 

 

 

 

 

Ситуации

 

1.Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!»

 

2.Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

 

3.Волк: «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся».

 

4.Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

 

5.Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдай его мне».

 

 

Ситуации

 

1.Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!»

 

2.Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

 

3.Волк: «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся».

 

4.Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

 

5..Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдай его мне».

 

 

Ситуации

 

1.Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!»

 

2.Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

 

3.Волк: «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся».

 

4.Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

 

5.Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдай его мне».

 

Ситуации

 

1.Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!»

 

2.Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

 

3.Волк: «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся».

 

4.Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

 

5.Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдай его мне».

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Внеклассная работа | Добавил: arhangelluba
Просмотров: 74 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar